Думаю, не будет преувеличением сказать, что существует несколько тысяч определений понятия «счастье». Осмелюсь добавить к этому списку свою скромную версию: счастье человека заключается в бесконечном уменьшении пропасти между «хочу» и «имею». То есть, в приближении к максимальной реализации своих желаний.

Такая вот, в общем-то, незамысловатая схема из двух точек: здесь я, а там то, что я хочу (иметь, быть, чувствовать, пробовать, проживать, ощущать, знать… добавьте свое). Слово «бесконечное» здесь не случайно, потому что желания по ходу дела уточняются и растут, но это нормально, потому что, как гласит мудрая пословица: «И, не дай вам Бог, достичь всех ваших целей!»

Природа за миллионы лет скрупулезной работы над венцом своего творения достигла-таки потрясающих результатов! У нас есть все необходимые ингредиенты, чтоб становиться счастливее день ото дня! У нас есть душа с ее желаниями, стремлениями и порывами. Есть разум, способный проанализировать чего хочет душа, найти всю необходимую информацию (накопленную человечеством) на эту тему и планово, шаг за шагом, двигаться к цели, используя ресурсы тела.

Больше скажу! Природа, понимая, что нам будет не просто блуждать в потемках поиска себя, на всякий случай внедрила в наши мозги дуракоустойчивую систему, которая работает очень просто: когда мы делаем что-то, что идет на на благо нашему телу (физические нагрузки, секс) или нашей душе (любовь, творчество) — в кровь впрыскивается доза внутренних наркотиков — эндорфинов, дающих ощущение эйфории, кайфа и драйва. А когда мы делаем что-то в направлении удовлетворения наших желаний и получаем даже маленький, но позитивный результат, выделяется еще и дофамин — гормон удовольствия и удовлетворения, чтоб мы не сомневались в том, что это правильно, и хотели продолжать туда двигаться!

Но, одного природа не учла, развивая наши мозги — что мы, люди, умудримся использовать могучий арсенал нашего ума против самих же себя! И плевать нам на то, что говорят нам наши чувства.

Мало того, что некоторые из нас умудряются с детства глушить голос своей души, как когда-то советское правительство глушило американские радиостанции, но даже те из нас, кто худо-бедно могут выдать список того, что они действительно хотят, продолжают жить с этим списком годы и десятилетия, не приближаясь к своему счастью ни на йоту! Что происходит с силой и энергией наших желаний? Наш бедовый ум кастрирует их, как опытный ветеринар котов.

Давайте посмотрим на 2-3-летнего ребенка, который хочет конфету. И сравним его с собой, когда мы мечтаем, к примеру, начать свой проект.

Вы можете представить, чтоб ребенок, видя конфету, подумал:

  • не стоит просить конфету, потому что мама это может не одобрить
  • а что подумает соседка, если узнает, что я взял конфету?
  • конфета лежит слишком высоко и ее трудно будет достать
  • стул стоит слишком далеко, его будет тяжело тащить
  • стул слишком высокий, поэтому лучше не рисковать
  • возможно, эта конфета не такая уж и вкусная
  • а вдруг это не та конфета, которую я люблю?
  • сейчас лениво, лучше полезть за конфетой завтра
  • не стоит маму напрягать своей просьбой
  • лучше подождать, пока мама сама догадается дать мне эту конфету
  • надо повизуализировать, как конфета сама падает со стола
  • надо спросить сестру и брата, как лучше достать конфету
  • надо обратиться к гадалке, чтоб узнать, а по судьбе ли мне лезть за конфетой
  • надо вначале пройти курсы по доставанию конфет
  • а потом еще мастер-класс, как разворачивать обертку
  • а может быть конфеты — это, вообще, не мое?
  • а как я буду совмещать поедание конфеты с игрой с машинкой?
  • ладно, с понедельника начну двигать стул, а там посмотрим…
  • и самое главное:а вдруг у меня не получится?

Вы скажете, что не все так просто? Кто б спорил! Но нам всем стоит поучиться у детей как действовать из нашего «хочу», чтоб приближаться к желанному, чем бы оно ни было.

Энергия желания подобна ручью, который не остановить.  Если бросить в него камень, вода его обтечет, если засыпать песком — она просочиться сквозь, если перегородить плотиной — вода накопится и хлынет через край, если накидать палок — их смоет течением. Хорошо тренированный ум не задается вопросом: почему я не смогу. У него есть только один вопрос, возникающий снова и снова: как это сделать?

Расскажу вам историю моей дочки, которая преподала мне замечательный урок на эту тему.

 

История приобретения хомячка

Как известно, история идет по спирали. Так вот и мы, сделав широкий тринадцатилетний виток, вернулись почти в ту же точку детского вопроса «Быть иль не быть?» животному в нашем доме. Точку, которую мы уже однажды проходили со старшим сыном Олежиком. Результатом того, сыновьего, витка были: рыбки, хомячки, кот, попугай, и, завершившие эту эпоху уже в Канаде черепашка и африканский ежик. Надо сказать, что я достигла такой высоты духовного развития, когда, взвалив ответственность по уходу за животным на ребенка, я не брала ее обратно на себя через неделю, только на африканском ежике, который случился в тринадцать Олежкиных лет…

В общем, наша дочь Женя росла-росла и однажды достигла такого возраста (9 лет), когда животное хотят уже конкретно, и ребенка не так легко переключить с этой мысли на «а пойдем-ка лучше печеньки испечем». Целый год мы время от времени вели дебаты на эту тему, но я держалась стойко.

А дочь тем временем взрослела, умнела и набиралась опыта в ведении дискуссий, как пассивный курильщик, всасывая знания психологии вместе с разговорами за ужином.

В результате, когда 1 января Дед Мороз в паре с Сантой напряглись и принесли Женя все, что она хотела, но так и не принесли ничего пушисто-хвостато-живого, ребенок с новыми силами припер меня к стенке вопросом: «Ну почему, ПОЧЕМУ мне нельзя иметь домашнее животное?». 

Я опять объяснила про то, что в нашем доме ни кошку ни собаку иметь нельзя (спасибо, Господи, за эту шикарную отмазку!)

— Ма-ам, ну хоть хомячка!

Я уверена, если у вас есть дети, вы знаете это особенный тон, который отрезает от вашей души маленькие кусочки.

— Мне просто необходимо кого-нибудь любить!

— У тебя же есть рыбка!

— Да, но ее нельзя трогать. А мне так хочется его гладить, в руки брать. К тому же рыбка — не очень интересное животное. И ее нельзя учить!

Аргументы были справедливыми. Моя душа разрывалась от понимания это желания. Но кроме души были и другие важные для меня причины. Можете закидать меня камнями критики и распять в комментариях на тему, что я неправильная мама. Да, я прекрасно знаю о пользе общения ребенка с домашним животным. Я сама страдала все детство от невозможности завести собаку, и спасала, прятала, кормила и дрессировала всех бездомных котят и щенков. Но я выросла. И став мамой, женой и очень занятым человек пришла к тому, что, ну, НЕ ХОЧУ я всех этих запахов, шерсти, уборки какашек. Хочу чистый дом с белыми коврами, чистым туалетом без посторонних ароматов. Хочу свободу путешествовать, не будучи обремененной постоянной проблемой пристраивания животного. Не хочу ежедневных ссор с ребенком на тему выноса кошачьего туалета, выгула собаки и чистки клетки попугая.

Яркой гирляндой пронеслись воспоминания о том, как я приходила домой из школы с головной болью (в то время я работала учителем начальных классов), мечтая лишь об одном — о часе тишины, а наш попугай, истосковавшийся по общению, начинал верещать и имитировать все возможные звуки, производимые семьей. Как я травила блох и (извините за подробности) глистов у нашего кота. Как я хоронила хомячка, отдавшего концы прямо у меня на руках, потому что на него случайно наступил пришедший к нам в гости ребеночек; и как вместе с сыном я переживала эту утрату. Как каждую ночь я (литературно выражаясь) сама желала смерти африканскому ежику, который, будучи ночным животным, всю ночь с топотом и грохотом (он довольно тяжелый!) занимался спортом на своем колесе, а я не могла сомкнуть глаз, потому что в квартире не было такого места, откуда я бы его не слышала.

Я люблю приятные запахи, чистоту, красоту и тишину… И я не люблю хоронить животных!

— Ма-ам?

Я опять объяснила, что МНЕ лично хватает уборки, готовки и заботы за семьей.

— Мам, ну это же Я буду заботиться о нем!

— Женечка, все дети искренне так думают, пока они очень этого хотят, и все перестают это делать через две недели. Далее последовало долгое описание психологии детей и их незрелости в принятии ответственности в понятных девятилетнему ребенку терминах.

— Мам, ну, у меня уже есть рыбка! И я сама о ней забочусь и она все еще живая! (Что было сущей правдой!)

— Это так, но хомяк требует гораздо больше ухода!

— Мам, а есть способ для тебя понять, если я уже могу взять на себя ответственность?

— Ну, в принципе есть.

— Какой?

— Ну, например, я могу ДОЛГО наблюдать, если ребенок САМ без напоминания может делать какие-то вещи.

— Какие вещи? (Ребенок оживился почувствовав, что ситуация не безнадежна).

— Ну, например, убирать за собой посуду, игрушки, держать в порядке свой стол.

— Хорошо… И как долго я должна это делать, чтоб ты поняла, что я уже сознательная?

(Я крепко задумалась, чувствуя подвох…)

— Всю жизнь.

— Да, но через сколько ты разрешишь мне хомяка? Я мысленно перебрала генеалогию своего и мужниного родов. Юристов там точно не было. Торговцев-бизнесменов тоже.

— Ну, возможно, через месяц, — промямлила я.

— Договорились! Глаза у Жени заблестели, она вскочила, почувствовав, что хомяк уже у нее в руках. — Как и куда мне убирать все эти вещи? Чтоб я могла так убирать, чтоб это считалось?

Мы прошлись по ее комнате и я в деталях описала свое понятие порядка. Это был мой звездный час. Еще никогда мой ребенок не задавал этот вопрос по собственной воле и не слушал меня так внимательно!

1-3 января: Женя все делает, причем, на всякий случай, со словами: «Мам, ты замечаешь, что я убираю?» 🙂 Я веселюсь, понимая, что долго это не продлится.

4-9 января: Женя продолжает все убирать, напоминая мне, чтоб я это увидела. Все члены семьи и подружки уже оповещены о том, что через три недели у Жени будет хомяк.

10 января: закончились каникулы и началась школа. Женя притащила из школьной библиотеки толстую книгу «Все о хомяках». Читает от корки до корки и по ходу образовывает меня: какие бывают породы хомяков, сколько они живут, как отличить девочку от мальчика, и прочие детали из мира хомяков.

11 января: уборка продолжается, Женя сама расчертила себе настенный календарь и вписывает в клеточку «31 января» — новый хомяк. Я уже начинаю напрягаться, что она выдержит и хомяку таки быть!

12 января: Женя заводит специальную тетрадку, в которой пишет список из книжки, что едят хомяки, как делать смесь здоровой хомячьей еды и где покупать ингредиенты. Всем этим знанием она радостно делиться со мной.

13 января: с утра пораньше, а это суббота, Женя со списком в руках производит обстоятельную ревизию моих запасов круп, семечек и овощей, отмечая в списке, что из еды для хомяка у нас уже есть. На мое вяло сопротивление, что еще рано об этом думать, дочь бросает на меня гневный взгляд и слова: «Мама, домашнее животное — это большая ответственность. К нему надо готовиться заранее». 

14-15 января: уборка продолжается. Женя изучает какой должна быть клетка и что в ней обязательно должно быть. Какие существую типы подстилок и их влияния на здоровье хомяка. (И на финансы родителей — молча, сама себе, шучу я).

16-19 января: Женя приносит и читает две очередные книжки из библиотеки о том, как выбирать хомяка и как его дрессировать. Оказывается его можно приучить ходить в туалет в одном углу клетки. В семье непрерывно ведутся разговоры из серии «Когда у меня будет хомячок…» Заметьте, не ЕСЛИ, а КОГДА!

20 января:
— Мам, ты уже думаешь, что я готова иметь хомячка? 
— Не знаю еще.
— Нет, ну вот за то время, ты как чувствуешь?Приходится признаться, что я впечатлена серьезностью ее намерений и последовательностью действий.

22 января: Женя нашла и помыла какую-то пластиковую коробку, чтоб пересаживать в нее хомяка, «когда она будет чистить клетку».

23 января: будущему хомяку уже придумано имя — Куки. Мои последние надежды на детскую непоследовательность рухнули. Обреченно начинаю подыскивать место в доме для будущей клетки.

24 января: ребенок нарисовал плакат «Дорогая Куки, добро пожаловать в наш дом!». Я начинаю смотреть цены на все это хозяйство.

28 января: я по объявлению нахожу  шикарную клетку со всеми бутылками, колесами и домиком для спанья, а так же бесплатного хомяка в придачу. Но решаю, что мой ребенок так тщательно готовился, что надо ему дать шанс применить все знания на практике и ощутить все мгновения этого счастливого момента. Поэтому я звоню в магазин животных и выясняю, что у них есть восемь молодых, здоровых шестинедельных хомяков. Я уже привыкла к мысли о хомяке, смирилась и уже почти хочу его. Но одно меня продолжает тревожить. Я знаю детей! Я не хочу снова оказаться в ловушке.

К вечеру в моей голове был готов контракт:

— Женя! Ты действительно доказала мне, что ты очень ответственный человечек и умеешь держать свое слово! Но, все бывает, люди меняются. А если мы забываем животное покормить или убрать его клетку — оно страдает. Поэтому я, как обещала, готова приобрести хомяка, но с одним серьезным условием: клетка должна чиститься каждую неделю. В любой день, но если к воскресенью девяти вечера она остается не  вычищенной, я не говоря тебе ни слова на следующий день, пока ты в школе отдаю хомяка другим людям, готовым о нем заботиться. Не потому что я хочу тебя наказать, а потому что я должна буду позаботиться о хомяке. Согласна?

Ребенок задумывается. Смотрит на меня. Я серьезна как никогда. Я действительно имею это в виду.

— Согласна! Но такого не будет!

Ребенок тоже серьезен как никогда.

29 января: я заговорщицки забираю Женьку из школы и мы торжественно едем вначале за клеткой (у Жени есть право решать, если она ей подходит). И после этого сразу в зоомагазин за хомяком. По-моему, я в этот момент радуюсь не меньше Женьки.

В магазине Женя твердо говорит, что ей нужна девочка. И тут же выбирает одну, которая, по всей видимости, имеет такой же как у Жени характер: в то время как все остальные хомячки лениво спали, мылись или сидели в уголке, эта (избранная) — ходила кругами практически по потолку. А когда продавец открыла клетку, она ломанулась на выход.

Женя очень тщательно ее проверила на предмет здоровья, задала кучу вопросов продавцу и, удовлетворившись ответами, объявила, что это то, что она хочет. Потом мы купили подстилочный материал, который впитывает запах, пакет с едой и счастливые вернулись домой. В магазине Женю предупредили, что вначале хомяк будет кусаться, и что ему потребуется неделя на освоение клетки и хозяина. Но уже на следующий день хомячишка не возражала сидеть у Жени на руках. Назвали ее, естественно, Куки.

bd35a6d52b0a2f82c6a74c1dc24f7353

Год спустя.

— Ма-ам!

— Да?

— Я хочу с тобой серьезно поговорить.

— Да, солнышко! Сажусь напротив. Выжидательно смотрю на дочь.

— Мам, я понимаю, что все, что мы хотим, приходит вместе с ответственностью!

??? … (Пытаюсь угадать куда она клонит.)

— Не могу с этим не согласиться, а ты к чему?

— Мам, я же сама ухаживаю за Куки? И тебе не приходится мне напоминать?

— Да, и ты большая умничка! Действительно, абсолютно все весь год Женя все делала сама и без напоминаний.

— Так вот, я очень — очень хочу попугая! Мам! Тссс! Ничего не говори! Я уже узнала как за ними ухаживать. И я понимаю, что у меня будут какие-то дополнительные дела по дому. Я на все согласна.

f336059cca1eab07c8138cc94449ccec